Методика цветовых метафор - Глава 4. Методика цветовых метафор

Проблема изучения человеческой мотивации занимает особое место в психологии. Выбираем ли мы себе занятие, круг общения, супруга, успешно ли мы учимся и работаем - все это так или иначе связано с потребностями и мотивами. А без знания мотивации конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние.

Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды. Интерес к мотивации возник у меня еще в студенческие времена. Единственным преподавателем на факультете психологии Ленинградского университета, который взялся в то время быть моим научным руководителем по этой теме, стал Владимир Константинович Гербачевский.

К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Разумеется, среди этих факторов наряду с традиционным интеллектом и личностью была и мотивация. Обычно для диагностики мотивации человека используются либо анкетные, либо проективные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. К сожалению, прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.

Поэтому актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности.

Проективные методы разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку от него скрыто истинное содержание такого рода методов. Однако использование многих проективных методик является трудоемкой процедурой, а их достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта специалиста.

Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт. Когда я пытался придумать, с помощью какого же метода измерять человеческую мотивацию, Владимир Константинович предложил мне попробовать семантический дифференциал.

Но оказалось, что метод семантического дифференциала, внешне так похожий на обыкновенные полярные профили, далеко не прост в использовании.

Для его применения требуется не только оценить с помощью специальных шкал ряд понятий, но и вычислить затем расстояния между этими понятиями. Методика семантического дифференциала основана на простой и эффективной математической модели индивидуального сознания - семантическом пространстве. В соответствии с этой моделью различные субъективные признаки, которыми пользуется человек при оценке и сравнении разных объектов действительности, можно представить как координатные оси многомерного пространства.

В этом случае сами объекты будут представлять собой точки в этом пространстве, значения признаков этих объектов будут соответствовать координатам или проекциям точек на оси, а субъективные различия между объектами - расстояниям между точками. Семантический дифференциал можно использовать для диагностики мотивов различных видов деятельности. Список понятий может модифицироваться в зависимости от конкретной задачи. В результате обработки понятия представляются в виде точек в многомерном семантическом пространстве, между которыми вычисляются расстояния.

Расстояния между точками обратно пропорциональны степени сходства между соответствующими понятиями в сознании испытуемого. Семантическая близость понятий характеризует сходство эмоциональных отношений к ним испытуемых, степень субъективной идентичности понятий, которая выражается в сходстве профилей их шкальных оценок.

Поскольку ряд понятий выражает некоторые человеческие потребности, то степень их близости с понятиями, которые обозначают определенные виды деятельности, характеризует соответствующие потребности как мотивы данных видов деятельности.

Глава 4. Методика цветовых метафор

Таким образом, расстояния между эмоционально значимыми понятиями могут быть показателями потребностей, удовлетворение которых мотивирует конкретные виды деятельности. Ранжируя ряд понятий, характеризующих потребности человека, по степени их близости к интересующему нас понятию, выражающему некоторую деятельность, можно определить ведущие мотивы, их иерархию для любого вида деятельности.

Например, чем меньше расстояние между понятием "моя работа" и такими понятиями как "мое увлечение", "интересное занятие", "уважение окружающих", "материальное благополучие" и др. Причем, чем теснее та или иная ценность связана с деятельностью, тем больший удельный вес соответствующей потребности в побуждении к этому виду деятельности.

Компьютеры в начале восьмидесятых были еще недоступны для студентов-психологов, поэтому я с помощью калькулятора занялся расчетом евклидовых расстояний между понятиями в многомерном семантическом пространстве. Тех самых расстояний, которые, согласно Чарльзу Осгуду, обратно пропорциональны степени субъективного сходства между понятиями. И результат оправдал мои ожидания.

Мне удалось выделить типы учащихся в зависимости от их ведущей мотивации. Оказалось, что успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей - познавательных, социальных, утилитарных и т.

В году я окончил Университет и поступил на работу в Военно-медицинскую академию. И среди потока научно-исследовательских работ, в которых мне приходилось принимать участие, я на несколько лет забыл о семантическом дифференциале.

Однако в году в нашу лабораторию обратился начальник одного из военно-политических училищ с просьбой разработать систему отбора абитуриентов, учитывающую не только психологические возможности и профессиональные способности будущих курсантов, но и их военно-профессиональную направленность, мотивацию учебной и профессиональной деятельности. Я вновь вспомнил о семантическом дифференциале.

Первая компьютерная программа, которую я написал, была посвящена обработке результатов семантического дифференциала.

Она называлась OSGOOD в честь одного из основоположников психосемантики Чарльза Осгуда. Примерно в это же время на базе метода репертуарных решеток мною была создана еще одна методика, предназначенная для выявления силы различных человеческих потребностей, возникающих в различных ситуациях. Эта методика разрабатывалась для оценки состояния здоровья людей, проживающих в районе известного полигона токсических отходов Красный Бор в Ленинградской области.

В течение нескольких лет я занимался валидизацией психосемантических методик для диагностики мотивов и потребностей. С помощью этих методик изучались динамика потребностей людей в течение трехнедельного голодания, потребности больных с пограничными нервно-психическими расстройствами, отношение к экологической обстановке лиц, проживающих в зоне с повышенным уровнем радиации. Одним из наиболее ярких примеров практического использования методик психосемантической диагностики мотивации является мониторинг состояния сознания персонала Чернобыльской атомной электростанции и населения города Славутич.

Разработка нового класса психодиагностических методик не осталась без внимания специалистов, и в течение нескольких лет я обучал будущих военных психофизиологов методам психосемантичской диагностики мотивации. Именно в это время был разработан пакет компьютерных программ MIND MAPPING, работающий в операционной системе MS DOS и предназначенный для выявления скрытой и скрываемой мотивации человека.

В году я решил использовать глубинную психосемантическую диагностику для исследования своей собственной мотивации. Результаты исследования побудили меня принять решение об уходе из академической науки и из министерства обороны. Однако после того как я перешел в Санкт-Петербургскую службу занятости и занялся практической деятельностью, я не отказался от использования психосемантической диагностики. Во-первых, глубинная диагностика мотивации требовалась руководителям коммерческих фирм для оценки скрытой мотивации персонала, прежде всего, для определения лояльности сотрудников.

Во-вторых, методики психосемантической диагностики мотивации служили в качестве критериев оценки эффективности различных психокоррекционных программ для безработных. Но методики глубинной диагностики редко использовались в практике повседневной работы с клиентами, поскольку они требовали достаточно продолжительного времени тестирования от 40 до 60 минут и компьютера с программным обеспечением.

Они были пригодны для консультирования клиентов в наиболее сложных случаях, когда обычная беседа не давала желаемых результатов. Между тем психологам-консультантам нужны были экспресс-методы, сопоставимые по своему назначению с глубинным тестированием. И тогда я взялся за разработку методов экспресс-диагностики мотивации в целях не столько экспертизы, сколько психологического консультирования клиентов.

В результате этой работы появились на свет два новых метода: О последнем методе мы поговорим более подробно в следующей главе. Предшественником метода цветовых метафор стал цветовой тест отношений ЦТО , разработанный в начале х годов сотрудником Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева Александром Марковичем Эткиндом. ЦТО был предназначен для клинической диагностики эмоциональных отношений человека к значимым для него людям.

В ЦТО испытуемый обозначает каждого человека из заранее составленного списка людей определенным цветом из набора цветов теста Люшера.

ЦТО имеет 2 варианта: В полном варианте испытуемому предлагается проранжировать 8 цветов теста Люшера в порядке их соответствия каждому человеку из списка. Затем испытуемый раскладывает эти цвета в порядке предпочтения.

Далее для каждого человека из списка вычисляется коэффициент ранговой корреляции между раскладкой цветов, соответствующей этому человеку, и раскладкой цветов, ранжированных в порядке предпочтения испытуемым.

Коэффициент корреляции является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку — чем он больше, тем лучше отношение.

В сокращенном варианте ЦТО испытуемый подбирает из 8 цветов один самый подходящий для каждого человека из списка. Затем все 8 цветов ранжируются испытуемым в порядке предпочтения. Для каждого человека из списка определяется, какое место занимает соответствующий ему цвет в раскладке по степени привлекательности.

Это место ранг привлекательности цвета является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку. Содержание отношения испытуемого к человеку в ЦТО определяется общепсихологическим смыслом того цвета, который выбран испытуемым в качестве подходящего для данного человека.

Например, обозначение человека красным цветом означает, что данный человек возбуждает клиента, воспринимается им как активный и энергичный, обозначение человека синим цветом свидетельствует о том, что данный человек вызывает у клиента покой и доверие, и т. Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО, характеризующийся рядом отличительных особенностей.

Методика цветовых метафор

Результаты, полученные с помощью метода цветовых метафор, позволяют осуществлять эффективное психологическое консультирование, получать качественные групповые данные для психологического исследования, но не могут лежать в основе индивидуальной экспертизы. Надежность выявления мотивов и отношений с помощью цветовых метафор не настолько высока для того, чтобы принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба клиента.

Отдельные ошибки клиента при обозначении цветом того или иного понятия могут привести к существенному изменению интерпретации полученных результатов. Поэтому обсуждение с клиентом результатов в процессе консультирования является дополнительной их проверкой. Ответственность за точность выявления мотивов в ходе консультирования при использовании цветовых метафор распределяется между клиентом и консультантом, который лишь помогает клиенту. Для получения данных о содержании и структуре человеческой мотивации достаточно надежных и защищенных от случайных или намеренных искажений со стороны испытуемого требуется использовать не экспресс-метод цветовых метафор, а глубинную психосемантическую диагностику мотивации, основанную на методике семантического дифференциала.

В период с по год с помощью методики цветовых метафор автором решались следующие задачи:. В настоящее время методика цветовых метафор наряду с модифицированными вариантами методик семантического дифференциала и репертуарных решеток входит в состав методического комплекса психосемантической диагностики скрытой мотивации ПДСМ. Как и другие методики психосемантической диагностики скрытой мотивации, методика цветовых метафор позволяет решать следующие задачи:.

В отличие от традиционных психологических тестов и анкет, позволяющих получить ответы на вопросы: В отличие от аналогичного, но более мощного варианта методики диагностики мотивов и отношений, входящего в состав ПДСМ - модифицированного варианта методики семантического дифференциала, методика цветовых метафор:. Методика цветовых метафор может использоваться психологами, консультантами, психотерапевтами, врачами, наркологами, педагогами, социологами, политологами, маркетологами, менеджерами по персоналу, специалистами служб безопасности.

Методика достаточно универсальна и позволяет решать широкий круг задач, актуальных для современной психологической практики, позволяет измерять характеристики общественного мнения, психологический климат в коллективе, структуру трудовой мотивации, отношение к содержанию и условиям труда, материальному вознаграждению, коллективу и руководству фирмы, отношение к себе, состоянию своего здоровья, экологической обстановке, своей семье, политическим лидерам и партиям, государствам и национальностям, содержание любых убеждений, интерес к различным фирмам, товарам и услугам, видам досуга, областям знаний и сферам деятельности и т.

Методика может быть полезна для профориентации, расстановки кадров, оценки лояльности работников, выбора наиболее эффективных способов управления, оптимизации отношений в группе, выявления предболезненных состояний, контроля эффективности терапии и тренингов, изучения спроса, оценки эффективности рекламы, оценки факторов окружающей среды и т. Главная О нас Обратная связь.

Введение Проблема изучения человеческой мотивации занимает особое место в психологии. Почему двоичная система счисления так распространена? Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе Как вы ведете себя при стрессе? Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас Почему люди поддаются рекламе?

Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы.

Смотрите также:


Коментарии:
  • Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Данный ряд понятий связан с представлением испытуемого о своем будущем. У кого есть вопросы?

Интересное